Изучаем цвета с детьми

Часто родители стараются как можно раньше научить детей названию цветов. Не нужно торопиться. Возраст, в котором ребёнок обычно начинает интересоваться различием в цветах, приходится на 2-3 года. Если ваш малыш не хочет учить цвета, значит, время ещё не пришло. Обычно дети, которые уже интересуются цветами, начинают их различать и называть (если, конечно, они уже умеют говорить) очень быстро, буквально за несколько недель или даже дней.
До того, как учить названия цветов, важно удостовериться, что ребёнок их различает. Некоторым это даётся с трудом вплоть до 3-4 лет. Поэтому начать лучше всего с сортировок по цвету.
Для таких сортировок сначала лучше брать одинаковые предметы разного цвета. Возьмите 3 стаканчика: один красный, другой синий, третий жёлтый и таких же цветов картонные кружочки (например, по 5 кружочков каждого цвета). Покажите ребёнку, как вы кладёте жёлтый кружок в жёлтый стаканчик, красный – в красный, а синий – в синий. Предложите малышу продолжить самому.
Потом вы можете предлагать более сложные сортировки по цвету предметов разной формы и давать другие интересные виды сортировок, дополненные упражнениями в моторике (например, сортировать пуговицы трёх цветов в 3 баночки или коробочки с прорезями).

цвета

Когда вы убедитесь при помощи сортировок, что ребёнок хорошо различает цвета, вы можете вводить названия при помощи трёхступенчатого урока Монтессори. Для этого вам потребуются цветные таблички или цветные квадратики с белой каймой. Покажите ребёнку 3 квадратика с незнакомыми для него цветами:
1 ступень. Вы говорите и показываете: «Это красный, это синий, это жёлтый».
2 ступень. Вы спрашиваете: «Где красный? Где жёлтый?»
3 ступень (к ней переходят только после того, как ребёнок перестал делать ошибки во 2-ой ступени, и только если ребёнок уже может произнести хотя бы часть названий). Вы спрашиваете: «Это какой цвет? А этот?»

цвета 1

Постепенно вводите новые и новые цвета, но во время урока всегда предлагайте только 3 цвета одновременно. Такой простой и наглядный урок поможет вашему малышу легко запомнить цвета.
Когда малыш уже знает некоторые цвета, вы можете поиграть с ним в такие игры, чтобы закрепить результат:
Предложите ребёнку найти в своей комнате предметы такого же цвета, как выбранная табличка (это можно делать ещё до того, как ребёнок выучит названия цветов).
Предложите найти предметы заданного цвета.
Предложите сделать картину из разных материалов одного цвета (например, использовать белую вату, белый пластилин, белую краску).
Положите по одной табличке каждого цвета на один стол, а парные таблички таких же цветов на расстоянии так, чтобы их не было видно. Затем покажите ребёнку одну из табличек и попросите найти такую же на другом столе.
Предложите нанизать цветные бусы по нарисованному образцу.
Сделайте круг на полу из ниток или ленточек разного цвета. Предложите ребёнку собрать как можно больше окружающих его предметов соответствующих цветов в круги.
Детям после 4-5 лет можно показать, как смешиваются цвета. Возьмите краски и смешивайте цвета на палитре или прямо на бумаге.
Очень весёлая подвижная игра, в которую хорошо играть с несколькими детьми для запоминания названия цветов: сделайте на полу круги цветными нитками или ленточками (летом здорово рисовать их цветными мелками на асфальте), включите музыку и потанцуйте с детьми. Когда вы остановите музыку, назовите цвет, и дети должны как можно быстрее занять круг соответствующего цвета.
Ещё одна подвижная игра для нескольких детей: выдайте каждому ребёнку одну цветную табличку. А теперь скомандуйте: «Жёлтый, руки вверх! Зелёный, иди ко мне! Красный, пожми руку зелёному». Обычно дети обожают эту игру, она очень хорошо развивает и внимание.
автор статьи: Пфаненштель Анна Евгеньевна